На VIII форуме «Композиты без границ» состоялась панельная дискуссия
«Наука и образование, стартапы – основа лидерства России в композитах», в рамках которой обсуждались проблемы развития отрасли и внедрения композитов, которые помогает решить сфера образования, а также инструменты государственной поддержки.
Модератором выступил ректор РХТУ им. Д.И. Менделеева Александр Мажуга.
Экс-замминистра науки и высшего образования РФ Сергей Люлин в ходе дискуссии рассказал о том, какие Министерство науки и высшего образования РФ разрабатывает и реализует меры по поддержке развития науки и инструментов взаимодействия науки и промышленных предприятий. Например, с 2011 года у вузов есть возможность создавать малые инновационные предприятия для внедрения результатов интеллектуальной деятельности. Помимо этого, по его словам, на протяжении прошлого года совместно с игроками композитного рынка было разработано свыше 40 проектов в рамках комплексной научно-технической программы (КНТП) по новым композитным материалам, которые представляют собой совокупность скоординированных по задачам, срокам и ресурсам работ от идеи до создания технологий, продукции и оказания услуг.
Директор Ассоциации кластеров и технопарков Российской Федерации (АКиТ РФ) Андрей Шпиленко назвал инструменты развития отрасли композитов, которые есть в арсенале кластера «Композиты без границ», созданного по инициативе UMATEX в партнерстве с АКиТ РФ.
Врио ректора ФГБОУ ВО «НИ МГСУ» Павел Акимов поделился своим видением проблемы внедрения композитов на примере строительной индустрии. Отрасль строительства в достаточной степени консервативная. Прежде всего в силу нормативно-правового регулирования. По сей день проектировщикам проще закладывать в строительные проекты или проекты по ремонту и реконструкции традиционные материалы – металлы и железобетон. Ведь новые, композитные материалы начали свой путь в строительстве не более 10 лет назад.
Павел Акимов отметил, что его вузу приходится иметь дело, как с традиционными, так и с новыми строительными материалами, в том числе с композитами. Например, с их применением создаются такие строительные материалы, как фибробетон, композитная арматура, система для усиления строительных конструкций композитами и многие другие.
«В целом нельзя сказать, что что-то мешает применению композитов в отрасли. Если есть передовая конструкция, необходимо провести комплекс исследований, а затем внедрить материал в нормативно техническую документацию», - отметил ректор. В качестве эффективного инструмента популяризации композитов Павел Акимов также видит образовательные программы вузов, начиная с программ повышения квалификации.
Впрочем, по мнению ректора ФГБОУ ВО «РГСУ» Натальи Починок, интерес к новой отрасли композитных материалов должен формироваться со школьной скамьи. Ректор поделилась опытом профессионального ориентирования школьников на базе детского технопарка РГСУ, где ребята имеют возможность на собственном опыте познакомиться с новыми материалами и технологиями. Как рассказал Директор межотраслевого инжинирингового центра «Композиты России» МГТУ им Н. Э. Баумана Владимир Нелюб, аналогичные программы по раннему профориентированию, позволяющие вовлечь школьников в образовательный процесс по композитам, реализуются на базе Инжинириума МГТУ им Н.Э. Баумана. Помимо этого инжиниринговый центр поддерживает соревнования Junior worldskills и заключает с талантливыми школьниками отложенные трудовые договоры, которые вступят в силу после того, как ребята закончат обучение в бакалавриате и магистратуре.
Технический директор CygnetTexkimp Джон Дэвидсон поделился международными подходами к подготовке специалистов в области композитов. По его мнению, навыки, которые необходимы сейчас, это навыки производства композитных материалов, понимания всего производственного процесса. По словам спикера, целевых программ по подготовке специалистов в области композитов нет даже в ведущих технических вузах мира. Поэтому учиться выпускникам приходится на практике, когда они приходят на работу в производственные компании в качестве стажеров или младших помощников. Но при этом они должны понимать весь процесс от сырья до изготовления изделия. Спикер посетовал на нехватку примеров успешного взаимодействия бизнеса и вузов по этой теме.
Как увязать потребности промышленности и академического сообщества, задался вопросом Джон Дэвидсон и предложил в качестве инициативы -создать общемировую программу по квалификации и обучению, которая будет предусматривать погружение во все циклы производства композитов, тогда, на его взгляд, появится возможность готовить полноценные кадры для отрасли композитов.